Домой Закон и бизнес Нововведения в Законе “ О сборе и учете единого взноса …”

Нововведения в Законе “ О сборе и учете единого взноса …”

29
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

C 1 января 2011 года  когда вступит в силу Закон Украины от 08.07.2010 года № 2426 — VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», (далее — Закон).

Что же нового в законе? Прежде всего, Закон предусматривает создание условий для избежания дублирования страховыми фондами функций, связанных с формированием страховых средств: сокращение объема работы, связанной с постановкой на учет плательщиков страховых взносов, сбором средств, формированием и ведением информационной системы сведений о застрахованных лицах, обеспечением отчетности, осуществлением контроля за полнотой и своевременностью взимания взносов, уменьшению количества проверок по уплате взносов в целевые страховые фонды, сокращение административных расходов фондов на выполнение этих функций, обеспечения более широкого охвата системой субъектов социального страхования, рост доходов страховых фондов и более эффективного использования средств социального страхования.

Среди нововведений Закона:

— Введение единого взноса вместо страховых взносов, которые сегодня платятся в четыре фонда социального страхования (Пенсионный фонд Украины (далее — ПФУ), Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности). Итак, плательщикам единого взноса необходимо будет вместо четырех заполнять только одно платежное поручение;

— Консолидация в одном органе (ПФУ) общих для всех фондов социального страхования функций (учет плательщиков единого взноса, сбор и учет страховых средств, контроль полноты и своевременности уплаты этих средств, заполнения единой отчетности). То, что материально-техническую базу и иные ресурсы, связанные со сбором единого взноса, будут сосредоточены в ПФУ, который сейчас имеет наиболее мощное информационное и кадровое обеспечение, будет способствовать повышению эффективности сбора страховых средств для всей системы общеобязательного государственного социального страхования;

— Формирование и ведение ПФУ Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — Государственный реестр), состоящий из реестра страхователей и реестра застрахованных лиц. Информационная база данных о плательщиках единого взноса позволит быстро выявить неплательщиков или тех, кто платит страховые взносы избирательно, способствовать повышению прозрачности системы социального страхования, а также увеличению поступлений страховых средств во все фонды социального страхования.

Плательщиками единого взноса с 1 января 2011 считать плательщиков, которые сегодня в обязательном порядке уплачивают страховые взносы на отдельные виды общеобязательного государственного социального страхования. При этом с вступлением в силу Закона перерегистрация этих плательщиков не будет. ПФУ совместно с фондами социального страхования и ГНАУ проведет сверку плательщиков страховых взносов.

Следует отметить, что к плательщикам единого взноса принадлежат и физические лица-предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения.

Права и обязанности плательщиков единого взноса целом соответствуют правам и обязанностям, определенным законами по отдельным видам социального страхования, в наибольшей степени — Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 № 1058-IV.

База начисления единого взноса будет определяться в зависимости от категории плательщиков единого взноса и почти не будет отличаться от существующей на сегодня базы начисления страховых взносов. Так же при определении размера единого взноса для каждой категории плательщиков учитываются действующие размеры страховых взносов на отдельные виды социального страхования.

Законом № 2464-VI сохранено уменьшение размера единого взноса для предприятий, на которых работают инвалиды.

При наличии у плательщика единого взноса одновременно с обязательствами по уплате единого взноса обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей, предусмотренных законом, или обязательств перед другими кредиторами обязательства по уплате единого взноса выполняются в первую очередь и имеют приоритет перед всеми другими обязательствами, кроме обязательств по выплате заработной платы (дохода).

Плательщики единого взноса обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за соответствующий базовый отчетный период, не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом.

Новый порядок финансирования выплат по социальному страхованию имеет положительные моменты, а именно, создаются равные возможности для получения выплат застрахованными лицами независимо от финансового состояния предприятия, на котором они работают так, как уплата единого взноса должна производиться ежемесячно.

В случае несвоевременной или не в полном объеме уплаты единого взноса к плательщику применяются финансовые санкции, предусмотренные этим Законом, а должностные лица, виновные в нарушении законодательства о сборе и ведения учета единого взноса, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законом, что дает дополнительные гарантии работникам на социальную защиту.

Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 2 марта 2000 № 1533-III дополнен нормой, которой предусмотрена обязательность страхования на случай безработицы лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, и физических лиц — предпринимателей. На сегодня для лиц указанных категорий предусмотрена добровольное участие в этом виде страхования, как и в других видах, кроме пенсионного. Так что при обращении в службу занятости при условии уплаты единого взноса указанные лица будут иметь право на весь спектр услуг, предусмотренный в службе занятости.

Законодательно закреплена норма, которая дает право членам фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства добровольно участвовать в страховании на случай безработицы путем заключения договоров, что даст им возможность пользоваться всеми услугами центра занятости при наступлении страхового случая.

Кроме того, работодателю предоставлена уникальная возможность списать суммы штрафных санкций в случае погашения до 1 января 2011 задолженности по уплате взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, возникшей до 1 июля 2010.

Большим позитивом для работников является то, что с работодателя взимается сумма страховых средств и стоимости социальных услуг, предоставляемых безработному в случае восстановления его на работе по решению суда, а также незаконно выплаченные безработному суммы материального обеспечения в случае несообщения работодателем Фонда о принятии его на работу.

Таким образом Закон будет с одной стороны предоставлять новые возможности гражданам для участия в общеобязательном государственном социальном страховании, дополнительно будет обеспечивать застрахованных лиц социальными гарантиями, а с другой — будет дисциплинировать работодателей, побудить их все же придерживаться страхового законодательства, а также упростит порядок уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ