Домой TOП статьи Не все равны перед законом про доступ к публичной информации

Не все равны перед законом про доступ к публичной информации

14
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Содержание президента Виктора Януковича в прошлом году стоило украинцам — 635 миллионов гривен. Больше всего денег ушло на охотничьи угодья и прокладки к ним дорог — 123,4 миллиона гривен. Наименьшая графа расходов — это закупка цветов — 900 тысяч гривен, эти данные опубликованы в «Вестнике государственных закупок».

Подобная информация об официальных лицах, получающих недвижимость и деньги из бюджета, должна быть открытой, по крайней мере, так написано в законе о доступе к публичной информации, который приняли два года назад. Впрочем, представители общественных организаций и журналисты говорят, что не так легко получить ответы на вопрос «сколько стоит ремонт резиденции Межигорье» или «сколько Янукович тратит на одежду».

«Закон о доступе к публичной информации принес много полезного в открытости власти», — сказал  директор Института Медиа Права Тарас Шевченко. «Но закон выполняется слабо и судебная практика не всегда становится на сторону открытости. К сожалению, закрывают информацию о чиновниках, которые получают имущество и деньги из бюджета, включая информации о президенте и покупке им Межигорья ».

По закону, в обмен на информационный запрос гражданин может узнать на что местные власти потратили его налоги, кто из чиновников получил от государства недвижимость и на сколько похудел бюджет после того, как обновили автопарк депутатов. А главное, говорят журналисты, закон вообще позволил им ставить подобные вопросы и рассказывать об этом аудитории.

«Хотя закон работает идеально, но он разрешил открыть много информации, он сменил тон общения с чиновниками, которые уже не могут в ответ на вопрос журналистов сказать — а почему я должен тебе это рассказывать?», — Сказал  координатор бюро журналистских расследований «Сознательно »Егор Соболев. «В большинстве случаев, когда информация не касается семьи президента или очень серьезных коррупционных схем — она ​​раскрывается, а вот когда это касается коррупционных схем или людей с фамилией Янукович или его друзей — такая информация раскрывается очень плохо».

Если же чиновник желает оставить информацию закрытой, то в ответ на запрос, человеку присылают пустую по содержанию отписку. По словам журналиста и руководителя ОО «Студия медиа-проектов «Стражи демократии» Игоря Чайки, с открытым доступом к информации актуальным становится вопрос — кто этим будет пользоваться. Ведь даже громкие журналистские расследования, разоблачающие нарушения чиновников не имеют резонанса. Каждый остается на своей должности делает то, что и раньше.

«В других странах по результатам разоблачительных расследований, виновных увольняют с должностей. У нас же, те от кого зависит реагирования не обращают на это внимания. Власть работает по принципу — собака лает, а караван идет », — сказал Чайка.

Эксперты говорят, если информацию без политического подтекста относительно просто получить — нужно ориентироваться в законах и уметь составить запрос. Впрочем, если данные по запросу имеют политический интерес, то дело может дойти далеко и рассматриваться в суде за пределами Украины.

«Дела не ограничиваются Украиной. Мы также имеем опыт обращения в Европейский суд по правам человека », — сказал Шевченко. «Вопрос даже не в том, сложно воспользоваться законом, а в том, что в политически мотивированных вопросах, как бы качественно ты не готовил документы, к сожалению, судьи ориентируются на политическую ситуацию. Мы знаем об огромной проблеме, когда суды Украины принимают сторону власти ».

Журналисты убеждены, даже если гражданское общество сейчас не слишком активно реагирует на расследование, которые приоткрывают завесу особенностей работы политиков, но это формирует общие настроения в обществе. Когда терпение заканчивается, они используются в общественных кампаниях защиты прав и свобод.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ